Разведчики

В Советском Союзе в годы “хо­лодной” войны с учетом военно­технических возможностей и геогра­фических особенностей размещения военных, промышленных и полити­ческих объектов вероятного против­ника велось проектир ов ание образцов военной техники и вооружения для ведения войны с использованием ядерного оружия на неограниченной территории. Для обеспечения воен­ного и политического управления государства разведывательной ин­формацией о текущем состоянии вооруженных сил вероятного против­ника и проведении каких-либо ме­роприятий. связанных с подготовкой военных действий, требовалось нали­чие средств фото — и радиотехнической разведки для контроля территорий многих стран. Спутниковые системы разведки могли решить только часть задач, т. к. не обеспечивали оператив­ности в передаче информации. Соз­дание беспилотных летательных аппаратов с высокими летно-техни — ческимихарактеристиками позволяло существенно расширить возможности сбора разведданных. По оценкам специалистов БЛА-разведчики позво­ляли с требуемой оперативностью производить сбор разнообразной разведывательной информации, осу­ществлять ее доставку на пункты обработки идешифровки информации для последующего анализа и ис­пользования. Кроме того, БЛА с высокими скоростями и высотами полета были менее уязвимы для средств ПВО, что делало их ис-

Подпись: Беспилотный разведчик Ту-123 на пусковой установке РазведчикиРазведчики

пользование более предпочтительным перед пилотируемыми летательными аппаратами.

Разработка первого поколения специальных БЛA-разведчиков с большим радиусом действия велась ни базе разработанных ранее и
разрабатывавшихся ударных аппа­ратов в нескольких организациях. ОКБ-156 главного конструктора А. Н.Туполсва разрабатывало аппа­раты: “100", “121”, “133” идр.;вОКБ-49 главного конструктора Г. М.Бернева работы по БЛА велись на базе
крылатой ракеты П-100; в ОКБ-301 главного коне грхктора С. А.Лавочки­на рассма тривались различные вари­анты МКР “Буря”; в ОКБ-256 глав­ного конструктора П. В.Цыбнпа разрабатывался РСР — реактивный самолет-разведчик.

Все перечисленные выше БЛА ис вышли из стадии проектов или опытных образцов. Только в нача іе 1960-х годов на вооружении Совет­ской Армии появились образцы беспилотных разведчиков.

Разработка проекта дальнего реак і ивпого самолет а разведчика как развитие проекта реактивного бом­бардировщика PC с использованием единой компоновочной схемы была начата в 1955 году в ОКБ-256 под ру ководством і повного конструктора Ц. В.Цыбипа. В ходе проведення проектных работ рассматривался п беспилотный вариант самолета.

В первом варнаніе реакщвный самолет-разведчик РСР (Р-020) дол­жен был стартовать с елмолета — иоентеля Ту-95Н на удалении ш 4000 км отранона базирования и совериы і ь посадку на аэродроме после ризведы — вате і пого полета, проходившего на скорости до 3000 км/ч. Позднее к разработке был пріпіяі вариант РСР со взлетной массой около 21000 кг с самостоя тельным взлетом (длина раз­бега ІЗООм. пробеї 1200 м). При прак­тическом потолке самолета 26700 м проектом предусматривался маневр по ук юпепню OI раксі — юрка с динамическим потолком 42000 м Для размещения фотооборудованпя о і во­дился отсек в цеп і ре фюзеляжа. Разведывательное и оборонительное оборудование самолета вк почало: радиолокационный прнце і с фото­приставкой, станцию радиоразведки, два АФА с фокусным расстоянием 1000 мм и два АФА (200 мм) или фотоаппарат с фокусным расстоянием 1800 мм и два АФА (200 мм), опти­ческий прицел для контроля, станцию предупреждения об облучении, оборудование создания помех РЛС. Навигационная агіпараіура обеспе­чивала полет с использованием радиолокационных ориентиров и включала в себя астропперциальиую систему. Запас топлива на борі у увеличивался за счет НТВ емкостью 4400 кг, сбрасываемых после вз іета. Номинальная тята двпгаїслен Д-21 ОКБ-19 П. А.Соловьева — 2200 кг. Построика опытных самолетов в пилошруемом варианте начата по Постановлению СМ СССР от 31

августа 1956 года, одновременно началась разработка пилотируемого самолета НМ-1 (Натурная Модель).

На авиазаводе в Улан-Удэ была заложена серия РСР (Р-020) в 5 экземпляров, постройка которых прекратилась в 1961 году. Самолеты без проведения летных испытании были демон і провалы. ОКБ-256 в 1959 году передано в состав ОКБ-23, в 1960 году ОКБ-256 г іавного конструктора П. В. Цыбнна за крыто, тематика прек­ращена ".

Одним из первых дальних опера­тивно-стратегических разведыва — течьных комплексов стал комплекс дальней беспилотной разветкн ДБР-1 “Ястреб” сбсспп югнымлетательным аппаратом Т>-123 (изделие “123", н некоторых источниках приводилось и обозначение “І23ДБР") после успешною завершения Государст­венных испытаний принят на во­оружение 23 мая 1964 года85.

ПостаповзеннсСМСССРосоз та­нин системы дальней беспилотной разведки было принято Ібавгуста I960 юда. Следует отметить, что работы над отдельными элементами системы велнсыт то принятня Постановления Принятым документом предписы­валось в третьем квартале 1961 года передать на совместные летные испытания беспилотный разведчик с дальностью полета 3500-4000 км, скоростью 2700-3000 км/ч на высоте 20-25 км. был определен состав разведывательно! о оборудования.

Разработанный в ОКБ-156 под ру ководст вом гдавпот о консі ру ктора

А А Туполева БЛА комплексной разведки “123” (руководитель работ по проекту В М. Близнюк) совершил первый полет в I960 году; заводские испытания опытных образцов были закончены в сентябре I960 года. Летные испытания, проводившиеся на испытательном полигоне ВВС во Владпмнровкс, были завершены в декабре 1963 года.

Подпись: Ту-123 в зкепозиции на Центральном a tpodpo-ме Москва Подпись:Ту-123 создавался с использоват тем задела по крылатой ракете “С" (Ту-121, изделие “121"), разработанной и испытанной несколько ранее, работы по которой были прекращены в I960 году после создания опытных образцов. Серийное производство беспилотного разведчика было развернуто на Воронежском авиационном заводе №64, где выпушено 52 аппарата".

Разведчики

Наземная пусковая установка СУРД-І (СТ-ЗО)в транспортном и боевом положениях

 

 

Подпись: Характеристики Ту-123 "Ястреб" Ту-139 ”Ястреб-2" Разработчик ОКБ-156 ОКБ-156 Изготовитель Завод N64 (Воронеж) - Производство серия с 1963 года Состояние на вооружении с 1964 года проект Размеры, мм: длина 1 - размах крыла - высота 26950 7940(8939) 4620 около 28000 около 8000 Массы, кг: - взлетная - посадочная 35000-38500 14000 13500 Двигатель, тип: - марка - тяга, кг ТРД Р-15 10000 ТРД Запас топлива 16600 Дальность полета, км 3090-3800 Скорость полета, км/ч: 2700 около 2700 Время полета, мин 90 Высоты полета, м 1800-20000 Тип ПУ (носитель) наземная СТ-30 наземная Система или способ посадки парашютная с разделением аппарата на две части но самолетному на шасси После проведения воздушной разведки БЛА возвращался в авто­матическом режиме в зону удаленную до 300 км от места старта (или места сброса информации), где он обна­руживался оператором наземной РЛС кругового обзора типа П-35. Оператор системы управления выводил БЛА в заданный район посадки. По команде с земли выключался двигатель, сли­вались остатки топлива и вводилась тормозная парашютная система. На высоте 4000 м аппарат разделялся на две части, которыеспасались на инди­видуальных парашютных системах. Для семитонной носовой части с раз­ведывательной аппаратурой и носи­телями разведданных обеспечивалась посадка с минимальными повреж­дениями на выдвижное четырех­опорное шасси. Хвостовая часть совершала более жесткую посадку и, как правило, к повторному исполь­зованию не годилась. В нештатных ситуациях с наземного пункта управ­ления могла быть подана команда на самоликвидацию БЛА, после прохож — дени я которой происходило выключе­ние двигателя и осуществлялся ее пе­реводе пикированиесболыиимуглом крена.

БЛА-разведчик “Ястреб” после Государственных испытаний, прове­денных в 1964 году, был принят на вооружение в составе комплекса дальней беспилотной разведки ДБР-1 и находился в эксплуатации частей ВВС до 1979 года.

С начала 1970-х годов отрабо­тавшие ресурсТу-1 23 использовались в качестве мишеней (ранее был разработан проект самолета-мишени Ту-123М). В начале 1980-х годов аппараты Ту-123 и комплекс ДБР-1 сняты с вооружения85.

В начале 1960-х годов разра­батывался вариант беспилотного аппарата на базе БЛА “123” с крей­серской скоростью полета до 4М, при этом не исключалась возможность изменения компоновочной схемы аппарата. Разрабатывались ударный и разведывательный варианты аппа­рата с ядер ной силовой установкой.

Необычным был проект “123П” — “Ястреб-П” (самолет “141” — первый под таким обозначением), который разрабатывался с целью обеспечения многоразового применения аппарата и его полного спасения при посадке. Стартовавший и совершавший полет по маршруту в “беспилотном” режиме самолет по замыслу конструкторов должен был совершать посадку под управлением пилота, все время нахо-

Подпись: Ту-І41 в ІКСІЮзициина Центральном аэродроме, Москва Подпись:Подпись: Стратегический БЛА "Орел" (проект ОКБ им. А. С Яковлева) ш

лившегося на борту. Проект реали­зован не был по причине удорожания летательного аппарата и снижения его эффективности. Позднее на базеТу-123 была разработана беспилотная много­разовая машина Ту-139 для комплекса беспилотной разведки “Ясіреб-2"”5.

В КБ ММ3 “Опыт" (ранее ОКБ-156 главного конструктора А 11. Тупо­лева) был создай дальний беспи­лотный опсративпо-стра гегичсский разведчик многоразового применения ДБР-2 “Ястреб-!’’ (изделие “139”. Ту-139) на базе БЛА Ту-123. Работы были заданы Решением ВПК от 21 августа 1964 года Ведущим конст­руктором по комплексу “Ястреб-2” и модификациям ДПЛА комплекса “Ястреб” был назначен Л. Н.Базен — ков51*5.

Первый полет нового беспилот­ного разведчика был совершен в июле 1968 года. Посадка осуществлялась с помощью комбинированного поса­дочно-тормозного парашюта площа­дью до 1500 м* (обеспечивалось снижение со скоростью до 10 м/с) и твердотопливных тормозных двига­телей. уменьшавших веріикальную скорость нспосрсдсгвенио перед касанием земли до 2-3 м/с. Однако, после постройки опы гиых образцов и успешных летных испытании, пока­завших принципиальную возмож­ность “самолетной” посадки всего ДПЛА на неподготовленные пло­щадки и повторного его исполь­зования (до 10 раз), программа бы іа сверну іа.

В 1971 году в КБ завода “Опы г” создавался дальний беспилотный воздушный разведчик ДБВР со ско­ростью полета 3500-3800 км/ч, вы­сотой полета 23-27 км. На лппараіе предполаї алось использовать прямо­точный воз гуншо-реакгнвпый двига­тель, разработанный в ОКБ-670 (МКБ "Красная Звезда") главного конст­руктора М. М.Бондарюка. Проект реализован не был"5

В начале 1970-х г одов в различных конструкторских бюро СССР нахо­дилось в разработке до 25 различных беспилотных летательных аппара­тов’1. Среди прочих проектировались беспилотные разведывательные аппа­раты: “Орел” — высотный дальний разведчик “Ворон” — іиперзвуковой высотный стратегический развед­чик1".

В книге П. Бутовского1"’151 гово­риться. чго работы по стратеш — чсскому БЛА “Орел” поводились на конкурсной основе в КБ ММ3 “Ско­рость" (ОКБ им. А. С.Яковлева), КБ

VIМ і “Опыт” (ОКБ им. А.11.Тупо­лева) и "^МЗ им В. М.Мясищева Соїласно техническому заданию на проект ДПЛА должен был совершать полет на высотах до 20 километров в ісчение 24 часов. Г1о проек ту ОКБ им. А. С.Яковлева аппарат должен имен, размах крыла около 30 меіров при взлетной массе около 2000 кг1”135.

Следующим этаном в СССР по созданию разведывательных БЛА стали работы: комплексоператнвпого назначения ВР-2“Стриж".комп іексьі тактической разведки ВР-3 “Рейс”, БЛА-разведчнкн стартующие с само­летов-носителей.