Разведчики
В Советском Союзе в годы “холодной” войны с учетом военнотехнических возможностей и географических особенностей размещения военных, промышленных и политических объектов вероятного противника велось проектир ов ание образцов военной техники и вооружения для ведения войны с использованием ядерного оружия на неограниченной территории. Для обеспечения военного и политического управления государства разведывательной информацией о текущем состоянии вооруженных сил вероятного противника и проведении каких-либо мероприятий. связанных с подготовкой военных действий, требовалось наличие средств фото — и радиотехнической разведки для контроля территорий многих стран. Спутниковые системы разведки могли решить только часть задач, т. к. не обеспечивали оперативности в передаче информации. Создание беспилотных летательных аппаратов с высокими летно-техни — ческимихарактеристиками позволяло существенно расширить возможности сбора разведданных. По оценкам специалистов БЛА-разведчики позволяли с требуемой оперативностью производить сбор разнообразной разведывательной информации, осуществлять ее доставку на пункты обработки идешифровки информации для последующего анализа и использования. Кроме того, БЛА с высокими скоростями и высотами полета были менее уязвимы для средств ПВО, что делало их ис-
пользование более предпочтительным перед пилотируемыми летательными аппаратами.
Разработка первого поколения специальных БЛA-разведчиков с большим радиусом действия велась ни базе разработанных ранее и
разрабатывавшихся ударных аппаратов в нескольких организациях. ОКБ-156 главного конструктора А. Н.Туполсва разрабатывало аппараты: “100", “121”, “133” идр.;вОКБ-49 главного конструктора Г. М.Бернева работы по БЛА велись на базе
крылатой ракеты П-100; в ОКБ-301 главного коне грхктора С. А.Лавочкина рассма тривались различные варианты МКР “Буря”; в ОКБ-256 главного конструктора П. В.Цыбнпа разрабатывался РСР — реактивный самолет-разведчик.
Все перечисленные выше БЛА ис вышли из стадии проектов или опытных образцов. Только в нача іе 1960-х годов на вооружении Советской Армии появились образцы беспилотных разведчиков.
Разработка проекта дальнего реак і ивпого самолет а разведчика как развитие проекта реактивного бомбардировщика PC с использованием единой компоновочной схемы была начата в 1955 году в ОКБ-256 под ру ководством і повного конструктора Ц. В.Цыбипа. В ходе проведення проектных работ рассматривался п беспилотный вариант самолета.
В первом варнаніе реакщвный самолет-разведчик РСР (Р-020) должен был стартовать с елмолета — иоентеля Ту-95Н на удалении ш 4000 км отранона базирования и совериы і ь посадку на аэродроме после ризведы — вате і пого полета, проходившего на скорости до 3000 км/ч. Позднее к разработке был пріпіяі вариант РСР со взлетной массой около 21000 кг с самостоя тельным взлетом (длина разбега ІЗООм. пробеї 1200 м). При практическом потолке самолета 26700 м проектом предусматривался маневр по ук юпепню OI раксі — юрка с динамическим потолком 42000 м Для размещения фотооборудованпя о і водился отсек в цеп і ре фюзеляжа. Разведывательное и оборонительное оборудование самолета вк почало: радиолокационный прнце і с фотоприставкой, станцию радиоразведки, два АФА с фокусным расстоянием 1000 мм и два АФА (200 мм) или фотоаппарат с фокусным расстоянием 1800 мм и два АФА (200 мм), оптический прицел для контроля, станцию предупреждения об облучении, оборудование создания помех РЛС. Навигационная агіпараіура обеспечивала полет с использованием радиолокационных ориентиров и включала в себя астропперциальиую систему. Запас топлива на борі у увеличивался за счет НТВ емкостью 4400 кг, сбрасываемых после вз іета. Номинальная тята двпгаїслен Д-21 ОКБ-19 П. А.Соловьева — 2200 кг. Построика опытных самолетов в пилошруемом варианте начата по Постановлению СМ СССР от 31
августа 1956 года, одновременно началась разработка пилотируемого самолета НМ-1 (Натурная Модель).
На авиазаводе в Улан-Удэ была заложена серия РСР (Р-020) в 5 экземпляров, постройка которых прекратилась в 1961 году. Самолеты без проведения летных испытании были демон і провалы. ОКБ-256 в 1959 году передано в состав ОКБ-23, в 1960 году ОКБ-256 г іавного конструктора П. В. Цыбнна за крыто, тематика прекращена ".
Одним из первых дальних оперативно-стратегических разведыва — течьных комплексов стал комплекс дальней беспилотной разветкн ДБР-1 “Ястреб” сбсспп югнымлетательным аппаратом Т>-123 (изделие “123", н некоторых источниках приводилось и обозначение “І23ДБР") после успешною завершения Государственных испытаний принят на вооружение 23 мая 1964 года85.
ПостаповзеннсСМСССРосоз танин системы дальней беспилотной разведки было принято Ібавгуста I960 юда. Следует отметить, что работы над отдельными элементами системы велнсыт то принятня Постановления Принятым документом предписывалось в третьем квартале 1961 года передать на совместные летные испытания беспилотный разведчик с дальностью полета 3500-4000 км, скоростью 2700-3000 км/ч на высоте 20-25 км. был определен состав разведывательно! о оборудования.
Разработанный в ОКБ-156 под ру ководст вом гдавпот о консі ру ктора
А А Туполева БЛА комплексной разведки “123” (руководитель работ по проекту В М. Близнюк) совершил первый полет в I960 году; заводские испытания опытных образцов были закончены в сентябре I960 года. Летные испытания, проводившиеся на испытательном полигоне ВВС во Владпмнровкс, были завершены в декабре 1963 года.
Ту-123 создавался с использоват тем задела по крылатой ракете “С" (Ту-121, изделие “121"), разработанной и испытанной несколько ранее, работы по которой были прекращены в I960 году после создания опытных образцов. Серийное производство беспилотного разведчика было развернуто на Воронежском авиационном заводе №64, где выпушено 52 аппарата".
|
После проведения воздушной разведки БЛА возвращался в автоматическом режиме в зону удаленную до 300 км от места старта (или места сброса информации), где он обнаруживался оператором наземной РЛС кругового обзора типа П-35. Оператор системы управления выводил БЛА в заданный район посадки. По команде с земли выключался двигатель, сливались остатки топлива и вводилась тормозная парашютная система. На высоте 4000 м аппарат разделялся на две части, которыеспасались на индивидуальных парашютных системах. Для семитонной носовой части с разведывательной аппаратурой и носителями разведданных обеспечивалась посадка с минимальными повреждениями на выдвижное четырехопорное шасси. Хвостовая часть совершала более жесткую посадку и, как правило, к повторному использованию не годилась. В нештатных ситуациях с наземного пункта управления могла быть подана команда на самоликвидацию БЛА, после прохож — дени я которой происходило выключение двигателя и осуществлялся ее переводе пикированиесболыиимуглом крена.
БЛА-разведчик “Ястреб” после Государственных испытаний, проведенных в 1964 году, был принят на вооружение в составе комплекса дальней беспилотной разведки ДБР-1 и находился в эксплуатации частей ВВС до 1979 года.
С начала 1970-х годов отработавшие ресурсТу-1 23 использовались в качестве мишеней (ранее был разработан проект самолета-мишени Ту-123М). В начале 1980-х годов аппараты Ту-123 и комплекс ДБР-1 сняты с вооружения85.
В начале 1960-х годов разрабатывался вариант беспилотного аппарата на базе БЛА “123” с крейсерской скоростью полета до 4М, при этом не исключалась возможность изменения компоновочной схемы аппарата. Разрабатывались ударный и разведывательный варианты аппарата с ядер ной силовой установкой.
Необычным был проект “123П” — “Ястреб-П” (самолет “141” — первый под таким обозначением), который разрабатывался с целью обеспечения многоразового применения аппарата и его полного спасения при посадке. Стартовавший и совершавший полет по маршруту в “беспилотном” режиме самолет по замыслу конструкторов должен был совершать посадку под управлением пилота, все время нахо-
лившегося на борту. Проект реализован не был по причине удорожания летательного аппарата и снижения его эффективности. Позднее на базеТу-123 была разработана беспилотная многоразовая машина Ту-139 для комплекса беспилотной разведки “Ясіреб-2"”5.
В КБ ММ3 “Опыт" (ранее ОКБ-156 главного конструктора А 11. Туполева) был создай дальний беспилотный опсративпо-стра гегичсский разведчик многоразового применения ДБР-2 “Ястреб-!’’ (изделие “139”. Ту-139) на базе БЛА Ту-123. Работы были заданы Решением ВПК от 21 августа 1964 года Ведущим конструктором по комплексу “Ястреб-2” и модификациям ДПЛА комплекса “Ястреб” был назначен Л. Н.Базен — ков51*5.
Первый полет нового беспилотного разведчика был совершен в июле 1968 года. Посадка осуществлялась с помощью комбинированного посадочно-тормозного парашюта площадью до 1500 м* (обеспечивалось снижение со скоростью до 10 м/с) и твердотопливных тормозных двигателей. уменьшавших веріикальную скорость нспосрсдсгвенио перед касанием земли до 2-3 м/с. Однако, после постройки опы гиых образцов и успешных летных испытании, показавших принципиальную возможность “самолетной” посадки всего ДПЛА на неподготовленные площадки и повторного его использования (до 10 раз), программа бы іа сверну іа.
В 1971 году в КБ завода “Опы г” создавался дальний беспилотный воздушный разведчик ДБВР со скоростью полета 3500-3800 км/ч, высотой полета 23-27 км. На лппараіе предполаї алось использовать прямоточный воз гуншо-реакгнвпый двигатель, разработанный в ОКБ-670 (МКБ "Красная Звезда") главного конструктора М. М.Бондарюка. Проект реализован не был"5
В начале 1970-х г одов в различных конструкторских бюро СССР находилось в разработке до 25 различных беспилотных летательных аппаратов’1. Среди прочих проектировались беспилотные разведывательные аппараты: “Орел” — высотный дальний разведчик “Ворон” — іиперзвуковой высотный стратегический разведчик1".
В книге П. Бутовского1"’151 говориться. чго работы по стратеш — чсскому БЛА “Орел” поводились на конкурсной основе в КБ ММ3 “Скорость" (ОКБ им. А. С.Яковлева), КБ
VIМ і “Опыт” (ОКБ им. А.11.Туполева) и "^МЗ им В. М.Мясищева Соїласно техническому заданию на проект ДПЛА должен был совершать полет на высотах до 20 километров в ісчение 24 часов. Г1о проек ту ОКБ им. А. С.Яковлева аппарат должен имен, размах крыла около 30 меіров при взлетной массе около 2000 кг1”135.
Следующим этаном в СССР по созданию разведывательных БЛА стали работы: комплексоператнвпого назначения ВР-2“Стриж".комп іексьі тактической разведки ВР-3 “Рейс”, БЛА-разведчнкн стартующие с самолетов-носителей.